ЮЗАО г. Москвы
https://uzaok.ru/

«Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.
https://uzaok.ru/viewtopic.php?f=29&t=645
Страница 1 из 1

Автор:  Mik [ 24 дек 2010, 07:59 ]
Заголовок сообщения:  «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.

Изображение

«Бульдозерная выставка» — одна из наиболее известных публичных акций неофициального искусства в СССР; выставка картин на открытом воздухе, организованная московскими художниками-авангардистами 15 сентября 1974 года... Была жестоко подавлена властями с привлечением большого количество милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила своё название". См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1% ... 0%BA%D0%B0

Местом проведения "Бульдозерной выставки" все участники называют некий "пустырь в Беляево", а Википедия то некий "лесопарк в Беляево", то "Битцевский лесопарк". На самом деле выставка была устроена на окраине поля, подходившего к полотну Профсоюзной улицы (нечетная сторона) после пересечения с ул. Островитянова. К Битцевскому лесопарку поле никогда отношения не имело, лес за ним, вошел в состав Битцевского лесопарка только в начале 1990-х гг., ранее он относился к Конькову (КОнькову-Троицкому), а ныне воспринимается как часть леса усадьбы Узкое (граница между Коньковым и Узким шла по речке Чертановке, протекающей по оврагу через этот лес). Ныне на месте, где была выставка, находится один из выходов станции метро Коньково (последний вагон от центра), и, чуть поодаль торговый комплекс "Кони-айленд", поставленный уже в нашем столетии по линии Профсоюзной улицы (но этот комплекс огромный, а масштаб выставки был явно меньше). Поле застроено в 1980-х гг. Часть домов, сооруженных на нем, значится по нечетной стороне Профсоюзной ул, другие по новой улице Академика Капицы.

Дома на фото, имеют нумерацию по ул. Островтиянова (30к2, 26к2, 28к1).
По ссылке фотографии:

http://community.livejournal.com/idu_sh ... 97694.html

Автор:  Mik [ 17 янв 2011, 13:00 ]
Заголовок сообщения:  БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА

Изображение


Никита Мендкович. Кровая гебня и бульдозерная выставка

Прошлое традиционно обрастает всевозможными мифами и долг историка противопоставлять им факты, пусть даже и развенчивающие стереотипы. Попытаемся найти истину на основе воспоминаний и других источников.

Одним из «черных мифов», ярлыков приклеенных к советскому прошлому стала «бульдозерная выставка» 1974 года. Если верить, современным пропагандистам, стояли себе художники с картинами, никого не трогали, но тут налетела «кровавая гебня» с бульдозером и принялась громит выставку. А потом всех посадили.

Честно говоря, меня изначально несколько удивило то, что «гебне» понадобился бульдозер, что там в Беляево за панораму выставляли, которую без бульдозера не свалить? Зачем собственно «гебне» понадобилось гонять художников? Валютчики, что ли в Москве перевелись? ЦРУ закрыли на переучет?

Изображение

Собственно говоря, миф о бульдозерной выставке часть большего мифа о гонения на неофициальное искусство в СССР. Этот миф должен быть предметом более долгого разговора, здесь же мы лишь кратко поговорим о живописи.

Неформальное искусство существует в любой стране. Его представители те, кто поет, пишет, рисует, а его не – печатают, выставляют, выпускают на большую сцену. Явление это вечное, потому что сцен, залов и бумаги на всех не напасешься.

В живописи выход из неофициального в официальное искусство возможен через выставки. Если работы художника видят знатоки и ценители, это позволяет получить заказы, приглашения на новые выставки и проч.. Была ли такая возможность в СССР?

Было. Такие выставки проводились, в основном, «в редакциях, НИИ, небольших ДК» (1), впрочем, неофициальным художникам доставались места и покруче. Была легендарная «выставка такелажников» в Эрмитаже (30-31 марта 1963). Административный контроль над содержанием таких выставок почти отсутствовал и существовал, в основном, со стороны организаторов-неформалов. Абсолютно нормальные стартовые условия.

Может быть бал творческий вакуум? Нет, это бред отвергают даже диссиденты.

«В Библиотеке иностранной литературы можно было получить альбомы и книги, и там все художники, которые сейчас известны, сидели в читальном зале и смотрели. Вакуум был в том, что касается выставок. И то, надо сказать, что 57-й год был переломным. В 56 или 57 году прошла выставка Пикассо в Москве, потом прошли выставки американского, французского искусства» (В. Пивоваров – Радио «Свобода», 12 сентября 2004)

Но проблема в том, что, сколько таких выставок не делай, – все мало. НИИ, ДК и газетам нужно работать в обычном режиме. В музеях нужно выставлять и классику и маститых живописцев (тем более, что им тоже хочется выставляться почаще). Трудность еще в том, что участие в выставке не гарантирует известность, заметят – не заметят лотерея. Скандал вокруг своего имени поднять трудно: пресса еще не публикует отчетов о бракоразводных процессах и дебошах среди «золотой молодежи». Но!

Есть вариант: можно попытаться пробиться на международном уровне, тогда на тебя и в Москве будут уважительно кивать: «За границей выставляется». Пусть на дворе 1974 год, в принципе, сделать это не столь уж трудно: в 1971-м Талочкин устроил выставку группы художников в Копенгагене, а в 1974 – вторую.

Но проблема в том, что за границей тоже дураки и абы кого не берут. При попытке договориться с посольством вам из раза в раз кивают и талдычат, про то, что понимают всю тяжесть жизни в тоталитарной стране. Тут только тупой не поймет, что нужна выставка и пара политических заявлений. Это совершенно не опасно и ничем не грозит: была уже в 1970-м «Выставка на открытом воздухе», и ничего все живы, все на свободе.

Дело за малым: выбираем место, собираем художников алчущих славы, предупреждаем иностранных журналистов и дипкорпус.

Но, во-первых, маститые художники не хотели идти. Пишет Валентин Воробьев участник выставки:

«Первые зачинщики предприятия отлично знали, что для такого дела необходимы громкие имена подполья: Лев Кропивницкий, Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Лев Нуссберг – но они один за другим уклонялись от идеи, исходившей от молодых авантюристов.
– Неделю мы просидели на телефоне, – вспоминает былое питерский художник Юрий Жарких, – но толку не вышло. От корифеев неслось «это хитрости Рабина и компашки», «политическая вылазка»»(2).

«Авантюристам» пришлось идти на дело, т.е. на пустырь без авторитетов. Зато не подвели журналисты и дипломаты пришли и стали смотреть. Тут и произошло трагедия.
Изображение

О, ужас тебе неофициальная живопись: пришли «люди в штатском»! «Героико-трагическая история о машинах (лучше всего запомнились бульдозеры, но были и другие), которые шли на живых людей с картинами, осталась в памяти…» - пишет «Время Новостей»(16 сентября 2004).

Да, Боже, что это за машины были? Танки?

Да нет: кроме бульдозеров были самосвалы и грузовики. А еще был плакат «Все на субботник!»(3). Да что за чушь право слово. Где же люди в штатском?

Были вот они: «В густом тумане виднелась пара самосвалов с зелеными саженцами за бортом, хилая землечерпалка и темный силуэт бульдозера. Вокруг тяжелой техники, ощетинившись лопатами, вилами и граблями, замер грозный враг – землекопы и садоводы великой державы»(2).

Вот тебе и «кровавя гебня». Оказывается, там был всего лишь субботник по благоустройству территории (для того и техника), который совпал с неформальной выставкой.

Что сделали бы нормальные люди в таком случае? Отошли бы на 100-200 метров, благо местность открытая и зритель не заблудится. Но это было бы скучно:

«Отступать было некуда. Позади собирался доходный дипкорпус и желанное телевидение, а впереди стоял вооруженный русский народ. Я с китайцами и мои соседи на правом фланге, Комар и Меламид, с картинами наперевес двинулись на противника» - просто и откровенно пишет Воробьев. Нужен был скандал, нужна была драка и кутерьма, в которой и подавили картины.

Эпизод с «машинами, которые давили людей и картины» - чушь. Бульдозер наехал на картины, потому что бульдозерист был пьян (Известия, 16 сентября 2004). Из людей никого, естественно, не задавили. По мнению Оскара Рабина «Я думаю, что ничего грустного там не было, довольно веселый хэппенинг был».
Изображение

Четырех человек за драку с землекопами задержала милиция. Двоих освободили на следующий день, как сообщает Глезер «Рабина оштрафовали на 20 рублей каждого за нарушение общественного порядка. И он, и Оскар платить отказались, тем не менее, их отпустили»(3). Двоим дали двое суток (О. Рубин – РС, 12 сентября 2004). Более того, они смогли поучаствовать в пресс-конференции, на которой обвинили советский строй во всех смертных грехах.

В результате на сцене появилась кровавая гебня: 17 сентября с «молодым авантюристом» Рубинным встретился лейтенант КГБ Иьин и «КГБ ни при чем. Милиция и районные руководители наказаны. Что им важно понять, чего хотят художники: выставки или скандала?»(3). Мало что хвостом не вилял.



Да, картина, которая видна из мемуаров, мало согласует с современными антикоммунистическими шаблонами, но против фактов не попрешь. Никто не виноват, что «демонстрация свободолюбивых художников» на страницах мемуаров выглядит, как «афера» направленная на скандал и раскрутку участников. Вместо репрессий: обычная кухонная драка. Вместо гонений на неофициальную живопись: миф и туман.

Изображение


(1)Т. Шехтер «Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века». СПб.1995.

(2)В. Воробьев «Бульдозерный Перформанс» // «Независимая Газета», 17 сентября 2004 года.

(3)А. Глезер «Если кто забыл, как оно бывает…» // «Московские Новости», 17 сентября 2004.

Оригинал поста и комменты к нему:
http://community.livejournal.com/back_i ... l#comments

Думаю, что автор прав процентов на 50, но все равно любопытно почитать!

Автор:  Mik [ 08 мар 2013, 00:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА

Изображение

Нашел отличный анекдот:

Октябрь 1974 г. Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»:
«чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... гневно осуждаем... передовая общественность не допустит... деятели культуры протестуют»...

Леонид Ильич отбрасывает эти бумаги, закрывает лицо руками и гневно шепчет:
– Быдло!! Бескультурные, чумазые быдланы! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины — это же аллегорическое олицетворение хтонического ужаса, воплощение экзистенциального протеста против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Боже, какие же они бесчуственные и бескультурные быдланы! Осуждают они... что эти дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!

Автор:  Гость [ 21 окт 2013, 10:18 ]
Заголовок сообщения:  БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА

Здравствуйте. Я верю в Теорию Заговора. И прочитав всё написанное, я подумал. Эти озеленители могли там оказаться вовсе не случайно. И никакие они не озеленители. Выдать акцию разгона за "бытовуху" - хороший ход спецслужб. А может и всё вышенаписанное - правда. Вам этого не скажут.

Автор:  Алик Куч [ 21 окт 2013, 11:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: БУЛЬДОЗЕРНАЯ ВЫСТАВКА

Попадая к власти такого уровня, понимаешь, что можно сделать и как это сделать для своего процветания и процветания своих близких. И тогда судьбы всех остальных людей тебя не заботят... И если посмотреть на ситуацию "народ-власть", то народ - это таки быдло, недумающее, ничего не желающее, ведомое...

Автор:  Mik [ 16 сен 2014, 22:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.

5 сентября – 12 октября 2014 г.
"СВОБОДА ЕСТЬ СВОБОДА..."

В эти даты пройдет арт-выставка в в галерее «Беляево» (ул. Профсоюзная, д.100)


Новый проект посвящен 40-летнему юбилею легендарной публичной акции художников-нонконформистов, состоявшейся 15 сентября 1974 года на окраине столицы, в Беляево (на пересечении ул. Профсоюзная и ул. Островитянова). Ее участники – коллекционер Александр Глезер, художники Оскар Рабин, Валентин Воробьев, Юрий Жарких, Виталий Комар, Александр Меламид, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Александр Рабин, Евгений Рухин, Василий Ситников, Борух Штейнберг, Надежда Эльская, поэт Игорь Холин и присоединившиеся к ним Алексей Тяпушкин, Сергей Бордачев, Леонид Бажанов, Виктор и Маргарита Тупицыны, Эдуард Зеленин, Владимир Котляров (Толстый) – попытались открыто, без предварительной цензуры показать свои произведения всем желающим.


Выставка, реализованная вне стен официальных художественных залов, была встречена бульдозерами и поливальными машинами и вошла знаменательным событием в историю российской художественной жизни. Задуманная, по словам Оскара Рабина, «как политический вызов репрессивному режиму», как протест против регламентированных правил советской культуры, эта акция повлекла за собой значительные изменения и реформы в российской радикальной художественной жизни.


20-летие этого социально-художественного события было отмечено в 1994 году ретроспективной выставкой ее участников в галерее «Беляево» (на тот момент - выставочный зал «Дом 100»). Проект 2014-го года, подготовленный куратором Виталием Пацюковым, отличается своим рефлексивным характером. В нем подчеркиваются социальные возможности творчества, когда свободное волеизъявление художника, актуализируя демократические процессы, способствует оздоровлению общества.

В экспозицию вошли не только фотодокументы события 15 сентября 1974 года и произведения участников – Оскара Рабина, Лидии Мастерковой, Боруха Штейнберга, Виталия Комара, Сергея Бордачева, Юрия Жарких, Владимира Немухина, Валентина Воробьева, – но и материалы, относящиеся к истории журнала «А – Я», своего рода энциклопедии неофициального русского искусства, издававшегося в Париже художником Игорем Шелковским с 1979 по 1986 гг. По замыслу создателей журнал стал «инструментом для поисков истины, местом вечного и неразрешимого спора: что такое искусство?» Инсталлированная экспозиция архива журнала «А-Я» включает скульптуры и объекты Игоря Шелковского.

К выставке подготовлено видеоинтервью с Оскаром Рабиным, в котором художник рассказывает о подробностях исторического события 15 сентября 1974 года. На выставке Институтом проблем современного искусства будут представлены также работы художников новых генераций, посвященные этому своеобразному «жесту свободы» 70-х. В рамках проекта пройдут творческие вечера с участниками выставки, состоится дискуссия на тему: «Социальные формы искусства в актуальных художественных процессах».

Автор:  Apelsinno [ 16 сен 2014, 23:10 ]
Заголовок сообщения:  «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.

Посмотрите, что собственно было на той выставке представлено.


Интересно.
Верстка журнала "Искусство" 2009 года. К 35-летию "Бульдозерной выставки"

Немного про нонконформистов.

Автор:  Mik [ 19 сен 2018, 02:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.

15 сентября 2018 г. в память о прошедшей 44 года назад Бульдозерной выставке арт-группа "Сну-сну" (Томск) провела свою акцию.
были разломаны сохранившиеся фотографии с той выставки о бульдозер на акции присутствовал и Сергей Михайлович Бордачев - участник выставки.

Хоть бы на том месте сделали, где Бульдозерная выставка была, но это фантазии не хватило. История повторяется дважды - сначала в виде трагедии, потом в виде фарса jaba
Двно говрю, что на месте выставки памятный знак нужен!

Автор:  Mik [ 09 ноя 2018, 16:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.

[quote]Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»

Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству

ТАТЬЯНА ПИНСКАЯ
12 ОКТЯБРЯ 2018

Оскар Рабин. Фото: Cinedoc Film Company

БИОГРАФИЯ

Оскар Рабин
Художник

1928 родился в семье врачей в Москве; рано осиротел
С 13 лет посещал студию Евгения Кропивницкого, поэта и художника
1948 поступил в Московский художественный институт им. В.И.Сурикова, откуда был вскоре исключен «за формализм»
1950 – 1957 работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве Севводстроя
1950 женился на Валентине Кропивницкой
Конец 1950-х вместе с Евгением и Львом Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово» (по названию подмосковного поселка, где Рабин жил в 1956–1964)
1964 работы Оскара Рабина впервые представлены на зарубежной выставке
1974 один из организаторов знаменитой Бульдозерной выставки
1977 выезжает по туристической визе в Европу
1978 лишен советского гражданства
2006 получил паспорт гражданина Российской Федерации
2013 кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству»

Ваш дом находится на той же парижской площади, что и Центр Помпиду. Вам такое соседство импонирует?

Этот вид из окна моей мастерской на музей я наблюдаю уже почти 30 лет. Но не могу сказать, оказало ли на меня влияние это соседство. Конечно, мне приятно, что такой музей рядом. О Париже уже столько сказано, что ничего нового не скажешь. Конечно же, я рад, что могу жить и работать в Париже. Настоящая моя жизнь вон там, за тем окном, когда выхожу из ателье. Это такой вечный театр, вечный праздник, и я сам в этом театре, в этой пьесе тоже принимаю участие как статист.

Не жалеете о выбранном вами пути?

Сколько себя помню — а память пока мне не изменяет, — я всегда хотел стать художником. К концу 1950-х годов наступила оттепель, появились печатные издания тех писателей, которые ранее были запрещены, в частности «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, но границы были закрыты и познакомиться с другими странами и миром было невозможно, хотя и хотелось. В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором открылась выставка живописи. А я как раз увлекался такой манерой письма, как монотипия. И вот, взяв одну из своих работ, на которой был изображен букетик полевых цветов, я принес ее на выставочный комитет. К моему большому удивлению, картина прошла многоступенчатый отбор, и я даже получил почетный диплом участника выставки. И благодаря этому диплому меня приняли на оформительский комбинат. Это было огромным счастьем. Потому что раньше кем я только не работал! Даже десятником на железной дороге. А здесь мог заниматься любимым делом.


Оскар Рабин (в центре), Надежда Эльская и Виктор Агамов-Тупицын на выставке в Измайлове. Иллюстрация из книги Виктора Агамова-Тупицына «Бульдозерная выставка» (М.: Ад Маргинем Пресс, 2014)

Вы ведь не входили в Союз художников?

Какое там! «Нонконформисты» — это условное название. Называли нас по-разному, в основном в ругательном смысле. Потому что нонконформисты — это все были неофициальные художники, которые в союзе не состояли или официально нигде не числились, и выставляться им было негде. Поэтому решили устроить выставку на открытом воздухе. Мы искали такое место, чтобы ни милиция, ни кто-нибудь другой не могли придраться и обвинить нас в том, что мы мешаем пешеходам. Поэтому был выбран пустырь. В какой дурной голове партийных или милицейских чиновников возникла идея давить картины бульдозерами, нам не докладывали. Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни, несмотря на то что мне пришлось покинуть СССР. Хотя уезжать, как потом, после перестройки, уезжали по личному желанию художники, — это одно, а меня лишили гражданства и выкинули за пределы страны — это совсем иное.

Вам сложно было?

В 50 лет, без языка, всей семьей выехать туда, где ты никогда не бывал и где никто тебя не ждет, достаточно сложно. Зато благодаря Бульдозерной выставке и тому, что это событие вышло за пределы страны, остальным советским художникам было сделано послабление. Все запрещенные западные направления живописи: абстракционизм, экспрессионизм, за которые исключали из Союза художников, вдруг, как по мановению волшебной палочки, высоким начальством решено было признать.


Оскар Рабин. «Кисти и Париж». 2006. Фото: Предоставлено художником

Бульдозерная выставка

Несанкционированная уличная выставка картин, организованная 15 сентября 1974 года московскими художниками-нонконформистами на беляевском пустыре, на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. В выставке участвовало около 20 художников (помимо Оскара Рабина, Лидия Мастеркова, Александр Меламид и Виталий Комар, Владимир Немухин, Василий Ситников и другие). Присутствовали коллекционер и пропагандист неофициального искусства Александр Глезер, западные журналисты и дипломаты — покупатели картин нонконформистов. Выставка была уничтожена сотрудниками милиции при помощи бульдозеров, отчего и получила свое название. После нее о существовании неофициального искусства в СССР узнал весь мир. Вскоре власти пошли на уступки и разрешили проведение второй выставки на свежем воздухе — в Измайлове, двумя неделями позже. В выставке участвовало около 40 художников, она привлекла тысячи зрителей (на фото в центре — Оскар Рабин).

А у вас покупали картины в Париже?

Да, и на это я смог жить со своей семьей. Именно на то, что давало занятие живописью, а не какая-то иная подработка. Конечно, сначала это были не бог весть какие деньги, но всегда хватало на жареную курицу и бутылку вина, хватало на краски — а что художнику еще нужно? Самое главное — я стал жить как хочу, писать что хочу, и никто мне был не указ. Конечно, что-то я писал по заказу, зато в последние годы судьба мне сделала подарок, и я живу по своим законам и делаю что пожелаю.

Как рождается картина?

Знаете, трудно даже сказать, когда что-то начинает получаться. Потому что вот так вот пишешь — иногда, бывает, день, два, три, — мажешь без толку, и какое-то ощущение… не то чтобы депрессия, а кажется, что вот все уже написал, что уже больше не смогу. Как будто и не рисовал никогда в жизни. Хотя у меня бог знает сколько написано за мою жизнь всего. Сейчас уже больше полутора тысяч картин, которые я фиксировал. И тем не менее все равно бывают моменты, когда не получается. Как будто и рисовать не умеешь, и писать не можешь. Те же краски, которые были, — вот раз я их смешивал, смешивал, а они не попадают, не получается. И тем не менее все-таки по несколько часов я работаю каждый день. Каждый день. Поэтому ни о каких там вдохновениях речи нет. Ну, а как получается — черт его знает! Вот где-то зацепится на каком-то кусочке, начинает получаться — и все пошло-поехало...


Оскар Рабин. «Помойка № 8». 1958. Фото: Tsukanov Family Foundation

Вы радуетесь каждому дню?

Меня вдохновляет жизнь. Симпатичные люди…

Девушки?

И девушки тоже, а красивые — особенно!

А вот враги у вас были? Кто-то мешал вам?

В России мешала советская власть. Это включало в себя и быт, и что рисовать, и какими красками. Конкретно меня обвиняли в том, что я употребляю много черной краски в своих работах. Я отвечал: «Ну не продавайте черную краску!» Но власть вмешивалась абсолютно во все и везде. И мне, конечно, это не нравилось.


Оскар Рабин. «Неправда». 1975. Фото: предоставлено художником

Ваши картины подделывают?

Да, с определенной целью — продать по любой цене. Подделки все неважного качества. Продают людям, которые никогда не видели оригинала, но слышали фамилию. Аферисты берут мои сюжеты и предметы, иногда переставляют местами и затем моим шрифтом подписывают: «Рабин». Вот если бы они подписывали: «Не Рабин», было бы намного интереснее. А то делают все тяп-ляп.

Как вы относитесь к современному искусству?

Для меня современное искусство является, скорее, экспериментом. Это вовсе не плохо. В науке ведь тоже есть эксперименты. Но в данном случае, в искусстве, это не имеет результата. Яркий пример эксперимента — «Фонтан» Марселя Дюшана, который выставил писсуар как арт-объект. Дюшан взял его из жизни, отнял функции и перенес в музей. И представил, что это тоже может быть скульптурой. Единственное, что сделал сам автор: он на нем расписался. Скульптура — это не только форма, все это относительно. Дюшан не делал сам эту форму, он просто ее увидел и оценил, что ее можно представить как объект. Но ведь скульптурой люди пытались выразить свои чаяния, решить много задач. Поэтому то, что сейчас представляют собой инсталляции, — это результат работы мозга, но не души. Просто не сравнить со старыми мастерами, Пикассо, Шагалом, которые воспитывались на старом искусстве. В них это заложено, и никуда они от этого деться не могли.


Оскар Рабин у мольберта. 1969 г. Фото: Игорь Пальмин

А ваши приоритеты изменились со временем?

Нет. Принципиально не изменились. Были, конечно, метания и пробы, я даже абстракции пытался писать, но очень быстро понял, что ничего этой абстракцией сказать не могу, не могу выразить. Хотя я жил в такое время, когда очень многие шли в этом направлении. Вот был такой коллекционер Костаки. Он приезжал ко мне, смотрел работы, похлопывал по плечу (очень любил покровительствовать) и говорил: «Ну ты не огорчайся! Ведь в предметном мире искусства все уже сказано. Теперь язык — беспредметный. Люди в космос выходят, и там тоже свой язык. Так что придет время — никуда ты не денешься и будешь тоже абстракционистом». Слава богу, его предположения не осуществились. Но я не скрываю: меня интересует современное искусство. И я хожу на выставки и пытаюсь понять, куда это все приведет.

Вы были одним из организаторов неподцензурной Бульдозерной выставки. Способны ли современные художники на подобный шаг?

Конечно, способны. Люди явно ждут чего-то нового. Не на словах, где все повторяется уже 100 лет, — они ждут какого-то смелого шага. Просто все, что не включается в план современного искусства, объявляется вчерашним днем. Екатерина Деготь (российский искусствовед, арт-критик, куратор. — TANR) так выразилась, когда ее спросили: «Что вы считаете достойным искусством?» Она ответила: «А это мы решим». Кто «мы»? «Я ездила по всему свету, видела все музеи современного искусства, читала все статьи по этому поводу, и я имею право решать. А вы не читали, не ездили и не знаете».

Вы возмущены таким ответом?

Я не возмущаюсь, у меня уже возраст не тот. Но я не согласен.[/quote]

Автор:  Диссидент [ 11 ноя 2018, 14:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.

Оскар Рабин умер несколько дней назад в Италии на 91-м году жизни.
https://www.gazeta.ru/culture/2018/11/0 ... 1283.shtml

Автор:  Mik [ 15 сен 2019, 13:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: «Бульдозерная выставка» 15 сентября 1974 г.

Сегодня 45 лет Бульдозерной выставке! Помним!

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/