ЮЗАО г. Москвы
https://uzaok.ru/

Усадьба Шаболово
https://uzaok.ru/viewtopic.php?f=40&t=1397
Страница 10 из 14

Автор:  Марина67 [ 15 фев 2014, 11:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Имение было заложено в Дворянском земельном банке и по частным закладынм более чем за 100 тысяч рублей.

Автор:  Марина67 [ 15 фев 2014, 12:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Павел Константинович Ржевский состоял в родстве с "нашими Ржевскими": его дед Алексей Андреевич был четвероюродным братом Дарьи Салтыковой, владелицы Худениц, и четвероюродным братом детей Ивана Михайловича Одоевского, владельца Троицкого-Черемушек.

Автор:  Mik [ 16 фев 2014, 01:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

а графиня Н.Сологуб с которой переписывалась Е.Н.Ржевская (письма в РГАЛИ) - пассия Владимира Соловьева, скончавшегося в Узком!

Автор:  Kleiw [ 17 фев 2014, 01:07 ]
Заголовок сообщения:  Усадьба Шаболово

И одновременно дочь барона М.Л. Боде-Колычева, владевшего Лукиным и его жены, владевшей Черневым, Полянами и Киовым beavisandbutthead

Автор:  Mik [ 13 апр 2014, 14:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Изображение

Шаболовский пруд

Адрес: Новочерёмушкинская ул., 39

Первоначально эбыл прудом при деревне Шаболово, находившейся здесь. В годы активной застройки этого района, он стал пожарным. В 2007 г. он качественно преобразился - обустроена сама чаша водоёма и пешеходные дорожки вокруг него. Хоть первоначально пруд создавался для экстренных нужд во время тушения пожаров, сегодня на нём в тёплые месяцы можно увидеть многочисленных рыбаков. А купание в пруду запрещено

Автор:  Mik [ 16 апр 2014, 12:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Марина67 писал(а):



А куда видео делось?

Автор:  Марина67 [ 16 апр 2014, 16:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Случилось страшное: я случайно удалила аккуант гугл, вместе с ним удалился весь ютуб. Пришлось с трудом восстанавливать.

Автор:  Mik [ 17 апр 2014, 00:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Рад, что все вернулось! tnxs

Автор:  Mik [ 21 апр 2014, 21:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

dea.mosuzedu.ru/vote/project.html?id=1409

Детская работа для "Ярмарки идей" про Шаболово с ссылкой на наш форум!


Информация о работе Г4-1409

Информационно-поисковый проект по теме: ««Усадьба Шаболово: заглянем в прошлое…»»

Авторы: Коренькова Арина, 4 класс; Тимофеев Артём, 4 класс; Смирнов Степан, 4 класс; Дамиева Амина, 4 класс; Равкина Елена, 4 класс; Мельникова Алёна, 4 класс; Азоркина Кристина, 4 класс

Образовательное учреждение: Школа 193

Основной предмет: москвоведение

Научный руководитель: Лосева Светлана Васильевна, Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 193
Консультант: Снегирева Ольга Владимировна, Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 193

Аннотация


1. Идея
История дворянских усадеб Черемушки-Знаменское, Троицкое-Черемушки известна многим жителям нашего района. Но недавно мы узнали, что на территории, расположенной недалеко от нашей школы, существовала усадьба, о которой сейчас мало кто помнит.
Шаболово - одна из наименее изученных усадеб района Черемушки. До нашего времени не сохранилось ни одной постройки; нет даже изображений барского дома и окружавшего его сада. Мы решили изучить все имеющиеся исторические материалы и представить, как могла бы выглядеть усадьба Шаболово 200 лет назад.
Работая над проектом, мы как будто заглянули в глубь истории и поняли, что прошлое всегда имеет продолжение в современной жизни, поэтому относиться к истории своей малой Родины нужно бережно, с большим уважением.

2. Этапы работы
1.Определение темы, постановка цели задач проекта.
2.Поиск информации в книгах и интернет-источниках о расположении усадьбы Шаболово и её владельцах.
3.Экскурсия на место, где предположительно находилась усадьба.
4.Поиск и анализ информации об архитектурных постройках в Шаболово.
5.Сбор информации о дворянском костюме конца XVIII - начала XIX века.
6.Анализ и обобщение полученной информации.
7.Создание электронных презентаций, рисунков и эскизов по теме проекта.
8.Творческая работа над созданием макета усадьбы.
9.Защита проекта на школьном туре конкурса.

3. Результат
Макет усадьбы Шаболово и материалы проекта будут включены в экспозицию музея школы № 193 «Вчера, сегодня, завтра Черемушек» и использованы на внеклассных мероприятиях по истории Москвы и нашего района.

4. Форма представления результатов
Доклад, сопровождаемый презентацией; постер; рисунки, эскизы костюмов; макет усадьбы Шаболово.

5. Библиография
История Юго-Запада Москвы, М: Издательство объединения «Мосгорархив», 1997г.
Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы, М: Издательство объединения «Мосгорархив», 1997г.
http://historykeeper.ru/mosusadba/322-shabolovo
http://hist-usadba.narod.ru/links10-50.html
http://optimisty.com/shabolovo
viewtopic.php?f=40&t=1397

Автор:  Mik [ 22 апр 2014, 00:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Изображение

Трофейная аэрофотосъемка

Автор:  Mik [ 13 май 2014, 02:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Изображение


Изображение

Изображение


Изображение

Шаболовский пруд

Автор:  Mik [ 02 июн 2014, 23:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово


РАЗГАДАННАЯ ТАЙНА СТАРОЙ ДАМЫ

________________________________________
-Есть в этом что-то парадоксальное. Новгород с XVIII века не только утрачивает свою знаменитую живописную традицию ,но, находясь между двумя столицами, не знает активной художественной жизни, - говорила Ирина Михайловна, пока мы поднимались по парадной лестнице Дворянского собрания. -
Выставки все миновали Новгород. Единственная, которую здесь устроили, - в 1911 году, к XV Археологическому съезду. Тогда из многочисленных усадеб свезли портреты и развесили их здесь, в Дворянском собрании. По окончании съезда все они благополучно вернулись в свои усадьбы.
Мне повезло: моим спутником и гидом оказалась заведующая отделом музея, искусствовед Ирина Васильева. Она же - автор экспозиции картинной галереи, то есть все, что можно знать о картинах, их авторах, сюжетах и живописных особенностях, она знала. Мне оставалось только слушать и стараться как можно реже перебивать вопросами увлекательный рассказ.

Однако "новгородскую" основу нашего собрания составили впоследствии все же именно усадебные портреты, -продолжает Ирина Михайловна. - После революции их привезли из усадеб в образовавшиеся уездные музеи: старорусский, ма-ловишерский, боровичский и т.д. Музеи эти просуществовали недолго, вскоре их закрыли, и портреты попали в губернский музейный фонд, то есть в Новгород.

СПЛОШНЫЕ ИНКОГНИТО
- Значит, портреты из дворянских усадеб можно считать началом новгородского собрания живописи?
~ Да. Но задача картинной галереи не в том, чтобы просто выставить все, что сохранилось. Экспозиция должна показать панораму русского искусства в его развитии. На основе исключительно дворянского портрета галерею не откроешь. Поэтому в 20-х годах, согласно приказу Главнауки. из центральных музейных фондов картины стали поступать в провинциальные художественные музеи.
- То есть новгородский музей покупал эти картины у столичных музеев?
- Конечно нет. После революции все художественные ценности стали достоянием одного владельца -государства. А государство само у себя ничего не покупало. Просто часть картин из столичных собраний передавалась в провинциальные центры, чтобы там тоже открывались музеи. Распределялись они не только по России - их отправляли и в Среднюю Азию, и в Грузию.

От прижимистой Третьяковки новгородский музей получил всего лишь три картины. Русский музей оказался щедрее: наше собрание живописи XVISI- начала XX века приехало в основном из Ленинграда, в период с 1925 по 1956 год.
И все же я давно обратил внимание на то. что зал усадебного портрета пользуется среди наших му-зейщиков особой симпатией. Возможно, по причине местного происхождения этой части коллекции, а может и потому, что не в каждой галерее подобный зал имеется... Во всяком случае, за рассуждениями об истории музея мы как-то случайно оказались именно там.
- К сожалению, этих портретов сохранилось мало, - вздыхает Ирина Михайловна. - Хотя в довоенных инвентарных книгах числится около 200. Наверное, они не были эвакуированы. Потому что все, увезенное в Киров во время войны, было возвращено.
Большинство из глядевших со стен людей в допотопных чепчиках и камзолах носили одну фамилию: "Неизвестные".
- Иногда в инвентарных книгах указано, откуда они поступили. Но это касается в основном серьезных коллекций - Орловой-Чесменской, Передольского. По большей же части сказано: из такого-то уезда, из ликвидированного такого-то музея. И все
- А почему они все "неизвестные"?
- Не имея документальных свидетельств практически невозможно установить, кто изображен на неподписанном портрете. Хотя есть и персонажи вполне определяемые. Вот, взгляните, - указала она на портрет пожилой женщины. - Долгое время ее считали Стройновской.
- А кто же тогда изображен здесь? - спросил я, показывая на висевший на другой стене хорошо мне знакомый портрет графини Стройновской.
- Это Стройновская и есть. Просто здесь на подрамнике, - вернула меня Ирина Михайловна к портрету пожилой дамы, - карандашом кто-то написал: "Стройновская". А поскольку одна графиня Стройновская у нас уже имеется, эту сочли первой женой графа Стройновско-го. Хотя и знали, что женат он был только один раз. Но потом выяснилось, что здесь изображена Козиц-кая.

ЕЩЕ РАЗ О ПОЛЬЗЕ КНИГ
- Как же выяснилось, что это именно Козицкая?
- Иногда сделать открытие очень просто: следует только в книгу заглянуть.
Заглянув в книгу, Ирина Михайловна в портрете Козицкой работы Боровиковского опознала старую даму с нашего портрета.
- То, что вы видите, - уменьшенное повторение, выполненное в 1850-60-х годах художником Кадуновым с оригинала Боровиковского 1825 года.
- То есть это копия?
- Нет, - улыбнулась Ирина Михайловна моему невежеству. - Копия - она и есть точная копия буквально всего: размеров, всех нюансов и даже изъянов. В повторении же художник чувствует себя более свободно. Перед нами - вольное уменьшенное повторение с оригинала Боровиковского. Подобные вещи, кстати, легко отличимы. Вот, сравните, - указала она на висящий рядом портрет. - Здесь написано явно с натуры - живое лицо. О Екатерине Ивановне Козицкой этого нельзя сказать. Тут даже в костюме живописных достоинств больше, нежели в передаче лица. Это оттого, что портрет писан с другого портрета: явно не хватает живого общения с моделью. Хотя выполнена работа очень профессионально. Но такие вещи не зависят даже от уровня художника.
- Мне, кстати, ни разу фамилия этого художника не встречалась.
- Не удивительно. О Герасиме Игнатьевиче Кадунове известно очень немного,- разве что даты жизни и смерти (1824-1871). Немного знаем мы и его картин. В каталоге Русского музея значится всего лишь одна
работа. Хотя, если поискать, возможно, еще где-нибудь найдутся.
- А где хранятся оригинал Боровиковского, с которого сделано это повторение?
- Сейчас местонахождение неизвестно - мы знаем его по дореволюционным репродукциям. Еще в начале XX века портрет являлся собственностью князей Белосельс-ких-Белозерских и находился в их петербургском дворце.
В красивом дворце на углу Невского проспекта и Фонтанки, который строил Штакеншнейдер. Тот самый Андрей Иванович Штакеншнейдер, что построил и наше Дворянское собрание.
- Как портрет попал в наш музей?
- Поступил в губернский музейный фонд из ликвидированного старорусского музея, а оттуда - в галерею. Из чьей это усадьбы, как она называлась и где именно была - неизвестно.
Но - кто же такая эта самая Козицкая, чье инкогнито так удачно разоблачила Ирина Михайловна?
Старообрядцы, графы икнязья
Уральский горнозаводчик Иван Федорович Мясников женился, что называется, очень выгодно. Его избранницей оказалась Татьяна Борисовна Твердышева - родная сестра богатейших промышленников. Еще более "выгодным" этот брак оказался впоследствии, когда братья Твердышевы умерли один за другим. Мужского потомства они после себя не оставили, и, таким образом, громадное твердышевское состояние перешло к их сестре, а точнее - к ее супругу, Ивану Мясникову. Предприимчивый гор-
нозаводчик умножил это состояние еще более. В результате в патриархальной старообрядческой семье Мясниковых сосредоточились такие богатства, которые (несмотря на явную незнатность рода их владельцев) смогли весьма и весьма укрепить финансовое благополучие многих блестящих аристократических фамилий. Посредством последующих браков дочерей Ивана Федоровича и их потомков тверды-шевско-мясниковские капиталы
влились в состояния князей Долгоруковых, Белосельских-Белозерс-ких, Васильчиковых и Трубецких. графов Толстых, Ланцельтернов. Борхов, Левашовых и Лавалей, а также Закревских, Бекетовых. Бибиковых и Балашовых.
Господь не наградил чету Мясниковых мужским потомством. Зато четыре их дочери получили в приданое по два завода и 19 тысяч крепостных душ каждая. Являясь едва ли не самыми богатыми невестами империи, все они сумели (вопреки опять-таки плебейскому происхождению) сделать блестящие партии. Старшая, Ирина, вышла замуж за полковника Бекетова; вторая, Дарья, за Пашкова; третья, Аграфена, за бригадира Дурасова Младшая же, Екатерина Ивановна (изображенная на нашем портрете) - за Козицкого.

Золушка с приданым
Григорий Васильевич Козицкий, происходивший из старинного, но обедневшего шляхетского рода с Волыни, был на 22 года старше своей будущей супруги. Пользуясь покровительством детей бывшего новгородского губернатора. братьев Орловых (в особенности знаменитого фаворита Екатерины II Григория), он был представлен императрице. Вскоре вольный шляхтич сделал превосходную карьеру при дворе, став статс-секретарем Екатерины и неизменным ее помощником и в составлении известного "Наказа", и в прочих литературных упражнениях просвещенной государыни. Те же "екатерининские орлы" устроили и брак своего протеже с богатою невестой.
Екатерина Ивановна Козицкая, родившаяся 24октября 1746 года, при императрице Елизавете Петровне, пережила и ее долгое правление, и еще более долгое блестящее царствование Екатерины Великой, и войну с Наполеоном, и декабристов, скончавшись почти 87 лет, 6 мая 1833 года, на закате уже пушкинского времени. Без малого на 60 лет пережила она и супруга своего, статс-секретаря Григория Козицкого. На портрете Владимира Лукича Боровиковского, с которого делал повторение Кадунов, ей уже около 80-ти.
Умная и энергичная Козицкая обладала характером твердым и решительным. Этот характер и природный такт позволили ей, дочери уральского старовера, составить себе самостоятельное положение в высшем свете. Она жила открыто и широко принимала - как в Петербурге, так и в Москве, в своем прекрасном доме на углу Козицкого переулка и Тверской. Не зная ни единого слова ни на одном (кроме русского) языке, Екатерина Ивановна беседовала с иностранными дипломатами при посредстве получивших аристократическое воспитание подросших внуков и внучек. В самых чопорных кругах она держала себя с большим достоинством и пользовалась всеобщим уважением.
Одна из ее дочерей - через замужество за князем Александром Михайловичем Белосельским (посланником в Дрездене и при Туринском дворе, родовым командором ордена св.Иоанна Иерусалимского)
- стала княгиней. Вторая, Александра - графиней (через брак с графом Иваном Степановичем Лавалем). Таким образом, дочь простого - хотя и очень богатого - мужика стала бабкой, к примеру, князя Эспера Александровича Белосельского, природного Рюриковича в XXVII колене! Подобная метаморфоза чем-то смахивает на сказку про Золушку (пусть даже и с богатым приданым) и выглядит куда романтичнее и привлекательнее пресловутой "американской мечты".
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
" А погребена Екатерина Ивановна Козицкая на Лазаревском кладбище Апександро-Невской лавры,
- завершает свой рассказ Ирина Михайловна.
- Каким же образом этот портрет оказался в Старорусскою уезде?
- Зимний сезон благородная публика проводила обычно 8 столицах - Санкт-Петербурге или Москве, а на лето уезжала в имения, куда-нибудь в провинцию. Вроде как на дачу. Таких имений 8 Новгородской губернии было предостаточно. Вполне вероятно, кто-то из потомков Козицкой имел в Старорусском уезде усадьбу, и заказал для нее Кадунову это повторение...
Со стен смотрели портреты, разбросанные некогда по многочисленным усадьбам Новгородчины. По большей части портреты "неизвестных". И не удивительно: обитатели "дворянских гнезд" безо всяких подписей знали, кто на них изображен, потому и подписывать их было незачем. За каждым "неизвестным" - тайна его жизни. Которая, когда перестает быть тайной, становится завораживающим рассказом о давно ушедших людях, о фамильных преданиях, о какой-нибудь далекой эпохе "красных каблуков и величавых париков". Рассказом, возможно, не менее интересным, чем история жизни Екатерины Ивановны Козицкой (в девичестве Мясниковой), услышанная мною в строгой тишине музейных залов.
Алексей ПШАНСКИЙ.

"Новгород". №37(588). 2001. 13 сентября. Рубрика "МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ"

Автор:  Mik [ 10 окт 2014, 01:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

в 11 номере "Московского журнала" выйдет моя статья про Шаболово!

Автор:  Марина67 [ 11 окт 2014, 14:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Поздравляем! Обязательно почитаем.

Автор:  Mik [ 11 окт 2014, 15:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Усадьба Шаболово

Если интересно, могу верстку прислать в личку!

Страница 10 из 14 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/