

Улица Опарина названа в честь… русского и советского экономиста Дмитрия Ивановича Опарина? Звучит логично, ведь рядом улица выдающегося экономиста Островитянова. Но нет.
Тогда, может быть, в честь его сына, Игоря Опарина – заслуженного создателя космической техники и одновременно заслуженного путешественника? Ведь тут у нас в Обручевском районе есть и космонавтика, и Миклухо-Маклай. Но снова нет.
А теперь, внимание, правильный ответ – улица названа в честь брата первого и дяди второго из упомянутых Опариных, академика и Героя Социалистического труда Александра Ивановича Опарина, биолога и биохимика. Сегодня, 2 марта, день его рождения (а не только Михаила Горбачева).
Вопрос, чем знаменит А.И.Опарин, пожалуй, окажется еще более трудным, чем выбор из трех кандидатов на увековечение в названии улицы.
Между тем, Александр Иванович был создателем одной из теорий возникновения жизни на Земле. Свою теорию он озвучил в 1924 году. Ключевым в его теории являлось понятие «первичного бульона», который предположительно существовал в мелких водоёмах Земли 4 млрд лет назад. Он образовался под воздействием электрических разрядов, высокой температуры и космического излучения и состоял из аминокислот, азотистых оснований и других веществ, из которых в итоге сформировались первые организмы.
В 1938 году статья Опарина «Происхождение жизни» была переведена на английский язык и возродила интерес к идее самозарождения жизни на нашей планете. В середине 50-х многие предположения Опарина были подтверждены в США в ходе эксперимента Миллера – Юри. Однако, теория «бульона» так и не дала ответ на вопрос, как зарождающиеся органические вещества могли воспроизводить и передавать свои свойства в поколениях.
Сегодня теория Опарина считается устаревшей. При этом она без сомнения внесла существенный вклад в развитие научного знания о происхождении жизни. Любопытно, что возникающие с того времени новые теории по-прежнему получают «кулинарные» названия. Взамен опаринского «бульона» сегодня доминируют две теории: «первичного майонеза» и, более популярная, «первичной пиццы» (зарождение жизни на поверхности глины и аналогичных субстанций). Конечно, сразу напрашивается сравнение советской «вкусной и здоровой пищи» (бульон) и западного «вредного фастфуда» (пицца с майонезом).
Но уместнее провести параллель с взрослением науки – от «детского» бульончика она перешла к «подростковым» вкусняшкам, и, безусловно, будет взрослеть дальше. Надеемся, что при непосредственном участии российских ученых.