ЮЗАО г. Москвы
https://uzaok.ru/

Ферапонтов монастырь. Музей фресок Дионисия
https://uzaok.ru/viewtopic.php?f=58&t=9030
Страница 1 из 1

Автор:  Просто Вова [ 30 авг 2015, 00:29 ]
Заголовок сообщения:  Ферапонтов монастырь. Музей фресок Дионисия

В 2002 году 500 лет исполнилось росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданной великим русским иконописцем Дионисием, его сыновьями и мастерами, входившими в его артель.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт.

01. Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта. 1650 год.
Изображение

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

В центре - Трехъярусная, шатровая колокольня (1680 г.) очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 года.

Справа - церковь преподобного Мартиниана. Паперть пристроена в середине XIX века. 1641 год
02
Изображение

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Церковь Благовещения (справа) с трапезной палатой. 1530 – 1531 годы.

По предположению историков церковь с трапезной построена на вклад великого князя Василия III в ознаменование рождения вымоленного в Кириллове и Ферапонтове монастырях наследника будущего царя Ивана IV.

03
Изображение

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.
В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. При возведении ограды использовались кирпичи древних зданий.

04. Северные ворота. Ух и ветер сегодня!
Изображение

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

05. Трапезная, за ней церковь Благовещания.
Изображение

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа.
06
Изображение

А теперь собственно в музей.

07. Фрески, в том числе над мощами Мартиниана Белозерского. Преподобный Мартиниан Белозерский - игумен монастыря. Способствовал расцвету его духовности, ввел переписывание, собирание книг.
Изображение

08
Изображение

09
Изображение

10. В церкви преподобного Мартиниана. Шатровая церковь датируется 1641 г.
Изображение

11. В церкви с 1838 г. находится двухъярусный иконостас, изготовленный вологодским мещанином Николаем Милавиным. Резные царские врата не сохранили фигурок архангела Гавриила и Марии из сцены Благовещения. Надпись «Бессмертная трапеза» говорит о таинстве превращения хлеба и вина в Святые Дары – Плоть и Кровь Христовы.
Изображение

12. В колокольне есть вход, проходим в него и поднимаемся на второй этаж. Направо - церковь Благовещения с фресками Дионисия, но мы сначала пройдем по левому коридору до конца, здесь расположена экспозиция музея монашеского быта.

Интерьер Трапезной палаты с центральным массивным столбом и опирающимися на него парусообразными сводами является полностью сохранившимся с середины XVI в.
Изображение

13. Подризник (XV в.), рака (XVI, XVII в.), фелонь (XV в.) преподобного Мартиниана
Изображение

14. Реконструкция монашеской келии по уставу Кирилла Безозерского
«В келии же не разрешалось никому иметь что-либо, кроме самых необходимых вещей, не разрешалось ничего называть своим, но, по слову апостола, всё было общим… Даже куска хлеба не разрешалось иметь в келии, ни какого-либо питья. Если кто хотел пить, тот шел в трапезную и там с благословения утолял жажду свою. Если кому случилось войти в келию какого-либо брата, то видел ни что иное в ней, как иконы, книги и сосуд с водой, чтобы руки помыть. Так от всяких пристрастий пребывали свободными, одно попечение имея – Богу угодить, друг ко другу смирение и любовь сохранить, и ради общх нужд трудиться…
И всякий неленностно, но по силе своей трудился; не как для людей, но для Бога..»

Пахомий Логофет. Житие Кирилла Белозерского.
Изображение

15. В дальнем углу находится образец братской трапезной.
Изображение

16
Изображение

17. В трапезной каждый послушник сидел в соответствии с чином старшенства на своем месте с кротостью и молчанием, и никого не было слышно, только чтеца. Им полагалось по три блюда, кроме постных дней, в которые монахи либо вообще отказывались от еды, либо перебивались хлебом с водой.
Изображение

18. Рабочее место Игумена.
За этим столом зачитывались грамоты и указы, присылавшиеся в монастырь, объявлялись решения, принятые игуменом и соборными старцами.
Изображение

19. Торжественное одеяние священников.
Изображение

20
Изображение

21. Место старца строителя.

У южной грани находилось место старца-строителя. Круг его обязанностей не совсем понятен. Среди соборных старцев он занимал первое место. По-видимому, главной его обязанностью было духовное окормление братии. В последний период своей жизни Мартиниан был старцем-строителем..
Изображение

22. Реставраторы проделали огромную работу чтобы сохранить для потомков наследие предшественников.
Инструменты, которыми работали реставраторы.
Изображение

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.
23
Изображение

24. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года.
Изображение

Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря.

Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей.
25
Изображение

26
Изображение

27. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах,
Изображение

28. Фреска в барабане - Христос-Вседержитель.
Изображение

29. В церквях над вратам полностью сохранились все элементы архитектуры.
Изображение

30
Изображение

31
Изображение

32. Другое замечательное собрание Музея образовалось из предметов крестьянского и городского хозяйства и быта, причем с самого начала сотрудники Музея собирали вещи, происходящие из Кирилловского района, а точнее - из ближних и дальних окрестностей Ферапонтова.
Изображение

33. Жители многих деревень охотно жертвовали Музею сохранившиеся у них предметы XIX и XX века: иконы, книги, гончарные изделия, кросна, снасти для кросен, точила и жернова, весы и безмены, стеклянную и деревянную посуду, прялки и скалки, сундуки и короба, старинные ткани, повседневную и праздничную одежду, старые письма, фотографии и документы и множество других вышедших из употребления предметов.
Изображение

34. Так формировалась этнографическая коллекция в Музее, дающая хорошее представление о крестьянской культуре Белозерского края. Десятки деревень вокруг Ферапонтова существуют с ХV и ХVI веков и, надо думать, крестьянский быт тех давних времен мало чем отличался от быта XIX или начала XX века, так что этнографическое собрание Музея имеет и историческое значение.
Изображение

35. Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний.

Детали прялок.
Изображение

36
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.
(русская народная песня)

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Изображение

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол — символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV—IX веками, высота — около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.
37
Изображение

38. Сундуки
Изображение

39
Изображение

40
Изображение

41. Турики.

Нет, турики, это не туристы, как вы подумали. Турик - ткацкий инструмент выгунытый из осинового или соснового деревя - пустой деревянный цилиндр, укрепленный внутри, сверху на него надевается пряжа. В диаметре вершков 7, длиною вершков 8.
Изображение

42
Изображение

43. Традиционное название ткацкого станка в деревнях - кросна. Само слово это древнее и практически все народы индоевропейской языковой группы так называют ткацкий стан.

На выставке можно увидеть кросна трех типов: корневые, задние ноги которых и понебник делались из цельного куска дерева, составные, собираемые из отдельных частей, и смешанные, то есть станки, у которых для понебника использовалась корневая часть дерева, но она не была связана с задними ногами. Основным украшением кросен были набилки и векошки, покрытые резьбой. В коллекции музея сейчас более 20 кросен. На таких станках можно ткать любые узорные ткани, единственным ограничением при этом будет только ширина получаемого полотна.

Изображение

44. На вологодском наречии: "Запрячь кросна" - приготовить ручной ткацкий станок для работы.
Изображение

45
Изображение

46. Кадушки, коромысла
Изображение

47. Три озера с чистой водой Бородаевское,Спасское и Ильинское расположены неподалеку. Оно из них прямо у стен обители.
Воду можно пить прямо из озера
Изображение

48
Изображение

В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.

И однажы возикло из грезы,
Из молящейсся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!

И небесно-земной Дионисий,
Из соедних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, небывалой досель...

Николай Рубцов
49
Изображение

Адрес: 161120, Вологодская область, Кирилловский р-н, с. Ферапонтово.

Автор:  octavia [ 30 авг 2015, 11:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ферапонтов монастырь. Музей фресок Дионисия

Фасады подразрушены конечно. Но внутри все более-менее цивильно.

Автор:  Просто Вова [ 30 авг 2015, 11:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Ферапонтов монастырь. Музей фресок Дионисия

Потому что это не действующий монастырь, а музей. У районного музея (хотя ЮНЕСКО внесла его в список Всемирного наследия) денег не там много, как у монастыря.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/