В качестве материала для обсуждения:
Михаил Немцев
Ориентация на местности. 14 фрагментов. Вместо редакционной статьи// Параллель. №3 (38) октябрь. 2010.
http://www.journal.60parallel.org/ru/jo ... 010/40/417
Краеведение – это обогащение местного прошлого, которое проводит специалист по местной истории, откровенное изобретение истории. Местная история вступает в игру с отношениями подлинности, «настоящести». Плотность ткани исторической памяти увеличивает состоятельность места в качестве места обитаемого. Поэтому историческое краеведение как источник жизнетворящих смыслов, буквально источник энергии естественным образом оказывается востребованным в ситуации (видно, изрядно затянувшейся) перехода российского обитаемого пространства от имперского состояния к какому-то другому (которое называть пост-имперской не хочется, чтобы не закольцевать мысленно эту историю[3]). После «сборки фрагментов бывшего СССР», как определяет трансформацию этого пространства В. Каганский[4], должно наступать состояние сравнительной самодостаточности жизни в разных местах «российского обитаемого пространства». Эффект этой самодостаточности – развитое местное самосознание, которое и основывается на местном (краеведческом) знании. Потому что больше ничем, кроме местной истории, местное будущее не запитаешь. Не интересно! Будущее не может быть интересно само по себе (уж наследники-то советского это знают). Вот как продолжение прошлого (мифологизированного прошлого, об этом ниже) оно может быть и интересно, и привлекательно.
Антинаучность – это родовая болезнь отечественного самодеятельного, «низового» краеведения, известного обычно в исполнении школьных учителей, журналистов, отставных офицеров… Людям из академических учреждений было над чем посмеяться, листая изданные этими энтузиастами брошюры. Но дело в том, что краеведы и историки хотели от истории разного; одни питались прозрачным достоверным знанием, другие – мифологическим фоном этого знания. Они хотели знать, кто первый прошёл по склону горы, на котором стоит их дом; и что с ним потом стало; если архив молчал, для полноты картины ответ на этот вопрос надо было выдумать. Так иногда появлялись причудливейшие мифы.
Мифология. Да, мифы можно производить. Это, вероятно, органичное для краеведа трудоустройство: мифологическое описание местности. Да и что же такое, если не производство мифов, изобретение разнообразной местной символики, сопровождающие её городские легенды, предания? Краеведение, и прежде всего самое развитое его направление – краеведение историческое, естественно мифологизирует обитаемые места.