ЮЗАО г. Москвы
https://uzaok.ru/

Архитектура советского периода в ЮЗАО
https://uzaok.ru/viewtopic.php?f=49&t=4421
Страница 1 из 1

Автор:  Зина [ 24 ноя 2013, 13:16 ]
Заголовок сообщения:  Архитектура советского периода в ЮЗАО

сносить нельзя оставить

Автор:  Зина [ 24 ноя 2013, 13:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура советского периода в ЮЗАО

Цитата:
31 окт 2013
Поделиться
Поделиться


90
Поиск тела в советском планировании

Автор: Пётр Иванов

16 лет своей жизни я прожил в Тропарёво-Никулино в доме серии П-44. И я бы никогда в жизни не занялся сексом со своей соседкой. Дело вовсе не в том, что она не симпатичная. О её кудрях и бёдрах можно писать стихи. Дело в том, что планировщики района решили, что людям не за чем видеться где-либо, кроме прилифтового холла. Вход в квартиру, выход из квартиры, а также вынос мусора не особенно располагают к общению.



Изображение

Цитата:

Однако мне довелось пожить в советских экспериментальных районах, и это совсем другое ощущение. Централизованное планирование, производившее типическую среду, в редких случаях экспериментировало, искало, пробовало найти понимание человеческой телесности. Будь-то маленькая Европа в районе Аэропорта и Сокола или вывернутый наизнанку экспериментальный район Тропарёво — это был честный поиск, честные попытки ответа на вопрос «где и как человеку жить хорошо».

Платонический мистицизм подарил раннехристианской гносеологии концепт soma sema — «тело-тюрьма». Смысл его в том, что телесность человека является преградой на пути чистой духовности. Обременённый телом человек не способен целиком отдаться пребыванию в мире подлинных смыслов. Для Средневековой христианской культуры это стало прямым руководством к действию: если тело не пускает душу к Богу, то это тело необходимо подавлять, умерщвлять. Но раз так вышло, что самоубийство является грехом, то нужно идти к благодати иным путём — скрывать своё тело, не давать ему реализовывать его потребности в тепле, комфорте, пище. Планомерное выхолащивание телесности рассматривалось как движение к высшей цели.

И если посмотреть на Средневековые города, с их грязью, вонью от сливающихся на улицы нечистот, эпидемиями, людьми, не мывшимися годами, гниющими жертвами эрготизма и лепры, то становится понятно, какую цену платит среда за высокие устремления обитателей. Несмотря на высоту, стены Парижа XIV века не давали достаточной защиты от нападавших, ведь те могли взобраться на стену по сваленной за её пределами горе человеческих отходов. Повсеместный алкоголизм объяснялся просто — вода в городских колодцах была многократно вреднее пива.

Упадок Средневековых городов, по сравнению с римскими, разителен. Всего несколько веков назад строились отличные дороги, водопроводы несли чистую воду в дома и латрины. Римские многоэтажки по уровню комфорта могли бы дать фору первым «хрущёвкам». Но Рим был мало озабочен чем-то, кроме величия Рима, и совершенство римских городов было материальным воплощением совершенства Империи. Тело в римской культуре — сложное и диверсифицированное. Изучение его возможностей и потребностей, а также создание инженерных, медицинских, практических и градостроительных решений для расширения его возможностей и удовлетворения его потребностей были значительными составляющими того, чем жила Империя. Римлянин гордился своим телом и с достоинством демонстрировал его возможности, многократно усиленные величественным экзоскелетом римского города. Идея римских общественных уборных, которые по совместительству являлись общественными пространствами, в которых присевшие справить нужду граждане обсуждали политику, кажется нам, наследникам средневековой культуры тела, дикой, однако она идеально вписывается в логику тела Империи. Культ спорта, еды, множественность нормативных сексуальных практик — всё это родом оттуда же.



Несмотря на притязания СССР на имперский статус, логика, в которой жили и развивались советские города, гораздо ближе к средневековой. Советское планирование создавало пространства, которые должны были формировать определённого вида тела. Тела, необходимые для того, чтобы выступать элементами величественного механизма — рукотворного Спасителя, с пришествием которого время остановится и наступит аналог Царства Божия на Земле — коммунизм. В отличие от средневекового мистицизма, эзотерического, направленного на поиски Бога в себе, культ коммунизма подразумевал насильственное вытягивание божественного из тела человека.

Теперь очень занимательно разглядывать нормативы советского планирования, где даны точные цифры: сколько занимает места на кухне мужчина, а сколько — женщина; сколько сантиметров нужно, чтобы надеть пальто, а сколько — чтобы читать книгу, сидя на стуле. Сколько времени нужно, чтобы пройти сто метров, сколько — чтобы совершить все необходимые хозяйственно-бытовые дела. В эти сантиметры и минуты и должно было вписываться тело советского человека. А еще тело должно было быть молодым, здоровым и излучать оптимизм. Несмотря на то, что разработкой этих нормативов занимались научно-исследовательские институты, от науки о человеке здесь ничего нет. Это в чистом виде модернистское богословие, вместо проповедей и молитв говорящее языком цифр.

В результате советские города похожи на китель от школьной формы, который одновременно велик в плечах и жмёт в рукавах. Или наоборот — всё зависит от индивидуальных особенностей тела, на которое этот китель надевается. Советские города — отнюдь не удобный экзоскелет, но форма, в которую человеческому телу необходимо себя впихнуть, чтобы получить доступ к сетям: электричеству, общественному транспорту, водоснабжению. В результате, мышление о собственном теле делегируется инженеру-планировщику: какую он форму нарисует, в такую и придётся уминаться. Именно поэтому панельные кварталы населяют животастые мужчины с рыбьими глазами и бесформенные женщины в ситцевых балахонах. Они никогда не думали о своих телах, не заботились о них, не обращали на них внимания.


Изображение

Цитата:

Люди в советских городах практически лишены возможности пребывания на улице. Почти всё, что располагается между домами, предназначено для транзита. А если так, то и внешний вид города не так важен. Внешний вид дома — тоже, ведь время хозяйственно-бытовых маршрутов чётко прописано и оно существенно меньше того времени, которое человек проводит на работе и во сне. Смотреть на город некогда, а, стало быть, этого делать и не надо.

Советские города, не подразумевавшие наличия общественных пространств и оживлённой уличной жизни, расплачиваются теперь деградацией среды и жестокостью нравов. Люди, внезапно ставшие различными, но не имеющие опыта Другого, возможного только тогда, когда ты осознаешь своё тело, оказались парализованы нечеловеческим страхом. Внезапно их среду обитания наводнили непонятные, угрожающие чудовища, каждое из которых так и норовит, если не убить и обокрасть, так точно зло посмотреть в спину.

Поведение советского тела в транзитном пространстве прилифтового холла — зажатое, настороженное, испуганное. Это пространство не предназначено для того, чтобы увидеть другого человека, завести с ним разговор. Разговор, который мог бы перерасти в какое-то более близкое и увлекательное взаимодействие. Невнятное «здрасьте» — лучшее, на что можно рассчитывать.

Лишенные высокого идеала, но еще не обученные осознанию самих себя, тела российских граждан пребывают в мучительном поиске, мучительность которого многократно усилена наследием советских городов, рассчитанных только на то, чтобы производить советских граждан. Тем интереснее в этой ситуации посмотреть на то, как экспериментальные районы влияют на качество среды и телесные возможности. Но об этом в следующий раз.

Автор:  Коля [ 25 ноя 2013, 14:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура советского периода в ЮЗАО

А что было до советских времен? Или после войны много чего осталось? Строительный бум в советское время дал возможность людям получить хоть какое-то жилье, а без жилья много было, особенно, кто на заводы устраивался тогда. И в то время мало кто думал о красоте, тогда думали только о том, как проще и быстрее построить хоть какой-то дом, не говоря уже об условиях проживания. И тому советские люди были рады. .. И тогда сами люди были открытей и добро душней, и общались больше и здоровались со всеми соседями, потому что друг друга знали и в гости к друг другу ходили, а сейчас интернет- главный друг...

Автор:  Mik [ 15 июн 2014, 12:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура советского периода в ЮЗАО

Один из главный памятников советской архитектуры в ЮЗАО - Дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах!

Изображение

Изображение

Изображение

Автор:  Mik [ 02 окт 2014, 12:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура советского периода в ЮЗАО

Изображение

Развалил в прихожей старый шкаф, обои, находившиеся за ним пришлось удалять хирургическим путем, т.к. на стене они больше не держались. Из под обоев вылезла это надпись: как я понимаю, детали для моего дома, панельной девятиэтажки 1972 г. постройки на Профсоюзной улице в Теплом Стане ваял Хорошевский завод.

Автор:  Mik [ 27 май 2015, 13:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Архитектура советского периода в ЮЗАО

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Кинотеатр "Одесса". До реконструкции в молодежный парламентский центр.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/