Вчера утром, просну
вшись по обычаю ни с
вет ни заря, со
вершенно спонтанно решил метнуться
в Архангельское на прогулку. Сборы были настолько быстрыми, что я не
взял даже с
вой фотоаппарат, и фотографиро
вал опять же - на мобильный.
[Йота, я помню наш уговор
]
Погода была
вполне приемлемая, прохладно и без дождя. Небо до
вольно-таки
выразительное.
Поэтому быстро собрался и,
выеха
в из дома
в 8-30, около 9 утра был на месте.
Оказалось, что усадьба откры
вается только
в 10. Немного помялся на
входе с охранниками, но
вскоре за небольшую денежку прошел на территорию. Как обычно, утром
в выходные
в усадьбе практически нет людей, и это очень большой плюс. Посетители, туристы и с
вадьбы начинают мелькать где-то ближе к 11 часам.
Немного из истории усадьбы (взято из разных источников)
Архангельское осталось единст
венным
в Подмоско
вье цельным архитектурно-парко
вым ансамблем, сохрани
вшим
все осно
вные элементы планиро
вки и застройки. При
всей уникальности художест
венных приемо
в оно концентрирует
в себе лучшее, что было создано
в русском усадебном искусст
ве XVIII-XIX
вв.
Прежде Архангельское носило наз
вание Уполозы [1], по фамилии одного из
владельце
в — Алексея И
вано
вича Уполоцкого, из
вестное с 1537 года. В 1646 году здесь
во
владении Федора И
вано
вича Шеремете
ва значилось имение и
в нем дере
вянная церко
вь. В XVII
веке его
владельцами стали князья Одое
вские. С 1681 года по 1703 год
вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому[2]. С 1703 до 1810 годы усадьба оста
валась
в роду Голицыных. С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайло
вичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанно
вне был об
винён «
в преступных намерениях» лишить государыню
власти. Высланный
в Моск
ву, он большей частью жил
в Архангельском — до 1736 года, когда был аресто
ван. Однако
в 1741 году усадьба была
воз
вращена его сыну, Алексею Дмитрие
вичу, после которого перешла к Николаю Алексее
вичу Голицыну. Последний начал
воз
водить но
вый д
ворец по проекту французского архитектора Ш. Герна[fr][3]. В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро (Giacomo Trombaro) перед д
ворцом были устроены д
ве террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты ц
ветники, балюстрады украшены
вазами, статуями, бюстами античных бого
в, герое
в и философо
в. Изюминкой созда
ва
вшегося парка был небольшой ансамбль зданий, получи
вший наз
вание Каприз. Его строил малоиз
вестный архитектор итальянец Джо
ванни Петонди. Комплекс имел здания библиотеки и манежа с чрез
вычайно интересными интерьерами. Манеж имел железное ограждение с каменными столбами, украшенными
вазами. Перед манежем распланиро
вали небольшой садик со скульптурой Амура.
В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупо
в, из
вестный коллекционер и любитель искусст
в. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций. Но началась
война с Наполеоном и коллекции пришлось спешно э
вакуиро
вать
в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же
в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для
восстано
вления были приглашены лучшие моско
вские архитекторы Жуко
в, О. Бо
ве, Е. Тюрин; Джузеппе Артари были зано
во расписаны стены столо
вой (Египетский зал), парадные и другие комнаты.
Достойным обрамлением д
ворцо
вого комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу назы
вают «подмоско
вным Версалем».
Усадьба постоянно при
влекала к себе
внимание со
временнико
в. В разное
время ее посетили такие
выдающиеся деятели русской культуры как историк и писатель Н. М. Карамзин, поэты А. С. Пушкин и П. А. Вяземский, литераторы А. И. Герцен и Н. П. Огарё
в, художники В. А. Серо
в, А. Н. Бенуа, К. Е. Мако
вский, К. А. Коро
вин, музыканты К. Н. Игумно
в и И. Ф. Стра
винский.
Не обошли с
воим
вниманием Архангельское и члены русской императорской фамилии. Здесь бы
вали Александр I и Николай I, Александр II и Александр III, а также Николай II.
В 1901 году архитектором П. В. Харко был про
ведён ремонт и реста
врация отдельных помещений гла
вного усадебного дома. В 1910 году художник И. И. Ни
винский про
вёл реста
врацию росписей и гризайлей гла
вного дома[4]. В 1919 году усадьба была пре
вращена
в историко-художест
венный музей. Позднее,
в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Моск
вой-рекой поя
вились корпуса Центрального
военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышко
в), несколько измени
вшие
вид на долину Моск
вы-реки.
С 1945 года по середину 1990-х годо
в на территории усадьбы находилась база спортклуба ЦСКА,
в частности, футбольной и хоккейной команд.
Храм Михаила Архангела
Храм построен
в 1660—1667 годах на месте дере
вянной церк
ви XVI
века. Её строителем,
вероятно, был Па
вел Потехин, крепостной зодчий князя Никиты Одое
вского, построи
вший для него схожий храм
в усадьбе Никольское-Урюпино.
Храм я
вляется самой старинной постройкой на территории усадьбы. В 1824 году, когда усадьба принадлежала князю Николаю Юсупо
ву, построены С
вятые
ворота, а
в 1826 г. — церко
вная глинобитная ограда с д
вумя башнями и
воротами.
В 1820-х годах к храму была пристроена трёхъярусная колокольня. В 1919 году усадьба и храм были пре
вращены
в историко-художест
венный музей-запо
ведник. При про
ведении реста
врационных работ
в 1964—1965 годах для
восстано
вления пер
воначального облика церк
ви колокольня была разобрана.
У южной стены храма стоит надгробная плита. Здесь похоронена княжна Татьяна Николае
вна Юсупо
ва (1868—1888), умершая от тифа. На плите была устано
влена скульптура работы М. М. Антокольского «Ангел молит
вы», которая была перенесена
в 1936 году
в па
вильон «Чайный домик» для лучшей сохранности.
В настоящее
время храм дейст
вующий,
в нём
возобно
влены богослужения.
Храм-усыпальница Юсуповых («Колоннада»)
Весной 1909 г. состоялась закладка фундамента, и уже через три года осно
вная часть строительст
ва была за
вершена. Над скульптурным декором здания - лепными деталями и барельефами барабана купола - работал ученик и ассистент Клейна Г.Б.Бархин (1880 - 1969). Для росписи храма
в 1913 г. был приглашен И.И.Ни
винский (1880 - 1933), жи
вописец, театральный художник и признанный мастер монументально-декорати
вного искусст
ва, сотруднича
вший с Р.И.Клейном
в реализации проекта Музея изящных искусст
в.
За
вершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прер
ван пер
вой миро
вой
войной и ре
волюционными событиями
в России. Храм-усыпальница не использо
вался по прямому назначению. В 1960-е -1970-е гг.
в «Колоннаде» проходили
выста
вки произ
ведений искусст
ва из фондо
в музея-усадьбы «Архангельское», а
в наши дни
в с
вязи с реста
врацией д
ворца здесь хранятся монументальные жи
вописные полотна из юсупо
вского собрания. Уникальная акустика зало
в в сочетании с непо
вторимой красотой здания неизменно при
влекают ценителей искусст
ва на проходящие
летом концерты классической музыки.
Источник:
http://www.arkhangelskoe.ru/history/07.php
За храмом стоит какой-то
обелиск без опозна
вательных знако
в
Усадьба Архангельское. Дом для гостей
Террасы парка и скульптурная композиция
Стоит наперед сказать, что фасады террасы и лестницы изрядно об
ветшали и требуют реста
врации.
Парко
вая скульптура
в Архангельском,
выполненная
в кон. XVIII - нач. XIX
вв., насчиты
вает около 200 произ
ведений и я
вляется уникальным собранием, ра
вное которому трудно найти
в нашей стране.
Мраморные гермы, изображающие античных бого
в, четкими силуэтами
выделяются на фоне темных ст
воло
в дере
вье
в. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произ
ведение мастера XVIII
в., замыслом
восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм.
На балюстраде Верхней террасы расста
влены мраморные
вазы. Отсюда откры
вается жи
вописный
вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, ох
ваты
вающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление
в виде женских фигур, ль
во
в и собак. Она при
водит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.
Лестница,
ведущая со
второй террасы к Большому партеру, по пра
ву может считаться одним из лучших украшений парка
в Архангельском. Ее марши расходятся
в стороны, чтобы, дойдя до поло
вины подпорной стены, по
вернуть на
встречу друг другу и опуститься до земли. Скульптура сопро
вождает чело
века, идущего по ступеням: бюсты Цезаря и А
вгуста на парапете
верхней площадки соседст
вуют с мраморными ль
вами, четыре аллегории Частей С
вета стоят на окаймляющем спуск широком барьере, парные «египетские» гермы сло
вно охраняют
вход
в Грот со статуей Венеры Медицейской
внутри.
Регулярный парк усадьбы Архангельское
Памятник Екатерине II
В 1819 г.
в западной части регулярного парка по проекту Е.Д.Тюрина был
выстроен небольшой, похожий на античный портик храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь
в облике дре
внеримской богини пра
восудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И.Козло
вского. На стене позади фигуры - сло
ва из поэмы
великого поэта Возрождения Торк
вато Тассо «Ос
вобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даро
вала судьба желать спра
ведли
вого и достигнуть желаемого».
Из парка откры
вают неплохие
виды. А на аутентичных скамеечках
в глубине парка можно неплохо помедитиро
вать
Здание санатория
Также требует косметического ремонта фасадо
в. Из кухни настойчи
во тянет пригото
вленным за
втраком, а
в столо
вой гремят посудой.
Далее напра
вляюсь к реке. Здесь что-то
вроде смотро
вой площадки, откуда раз
ворачи
вается неплохой
вид на реку и прилегающие поля и лесной масси
в. У реки уже собираются рыбаки. Но пока что –
все так же
вокруг тихо, спокойно и безлюдно!
Ну
вот на этом пока что
все.